Сербское правительство проводит экстренное заседание.
Тема - ситуация вокруг NIS. Участвует президент Александр Вучич. Мы следим за трансляцией мероприятия, и пока можно сказать следующее:
Президент Вучич хочет сделать всё возможное, чтобы избежать национализации российской доли в NIS. Для этого он и члены кабинета контактируют с американскими, европейскими и азиатскими компаниями, которые могли бы выступить в качестве покупателя. Но нет ни одного конкретного кандидата, который был бы назван, и совершенно непонятна позиция российской стороны - реально ли она готова уступить свою долю в NIS, и по какой цене.
Американская администрация обозначила дедлайн для решения вопроса о полном выходе России из капитала компании. Это 13 февраля. Но непонятно, в чем, собственно, дедлайн: санкции против NIS продолжают действовать, ни капли сырой нефти на Панчевский НПЗ после 9 октября не поступило. Общая атмосфера обсуждения на заседании правительства показывает, что никакого реального плана, кроме национализации, пока не прорисовывается.
Члены правительства много говорят про то, как им удалось обеспечить спокойствие в Сербии в течение уже 37 дней после начала действия санкций. Это было сделано за счет увеличения на 60% объемов резервов бензина и дизельного топлива. Но с остановкой Панчевского НПЗ (вероятно, на следующей неделе), эти резервы начнут быстро иссякать. Президент Вучич уже высказал готовность начать использовать резервы сербской армии.
И еще можно отметить эмоциональную часть выступления министра энергетики Дубравки Джедович-Ханданович, которая заявила, что она не может руководить министерством в условиях санкций против NIS и готова подать в отставку.
Судя по всему, в руководстве Сербии идет напряженная борьба: часть министров (особенно те, что отвечают за экономику) выступает за принятие радикальных мер (вероятно, национализацию российского пакета акций NIS). Другая часть из последних сил пытается не испортить окончательно отношения с Россией. Президент Вучич, похоже, пока не готов принять окончательное решение.