Топливный кризис в Сербии: гулять, так гулять.

Начнем с цитат великих:
"Нас ждут тяжкие времена" (А. Вучич, сказано неоднократно на протяжении 2025 года)
"Такого кризиса еще не видел свет, п....ц уж близится, а кризиса всё нет" (Замечательный русский поэт И. Иртеньев - не про Сербию, правда, но наблюдение - универсальное).
"Пушистый зверек подкрался незаметно" (Русская, а теперь и сербская народная мудрость).
Что имеем:
- Американские санкции против NIS, о которых так долго говорили большевики и которые так долго откладывали заокеанские буржуи, вступили в силу 9 октября - спустя ДЕВЯТЬ месяцев после их объявления.
- За это время сербское правительство успело родить запас сырой нефти и моторного топлива, которого едва ли хватит до конца года. Зато, по заветам Иртеньева, цены на бензин и дизель на заправках, усилиями регулятора, пока стабильно падают: спокойствие - прежде всего.
- Но спокойствие - спокойствием, а за оставшийся месяц девяти женщинам (то есть сербским нефтетрейдерам) придется родить полное импортозамещение (в данном случае - замещение импортом) всего того, что производила и поставляла на сербский рынок компания NIS. Наука говорит, что это невозможно, но мы живем на святой сербской земле, поэтому можем рассчитывать на чудо.
- Альтернативой чуду является срочный выкуп российской доли в NIS сербским правительством либо кем-то еще - кем угодно, лишь бы сняли санкции и компания заработала, как ни в чем не бывало. Но пока никаких сигналов, что российская сторона готова уступить актив, нет.
- Зато актив можно отобрать, то есть национализировать. Учитывая чрезвычайную ситуацию, под это, при желании, можно даже подвести правовые основания.
- Но такое действие не прошло бы даром. Вероятнее всего, российская сторона ответила трудно предсказуемыми политическими маневрами (к которым Сербия уязвима) и вполне очевидным экономическим демаршем - закрутило бы газововый вентиль, через который страна получает дешевое топливо практически для всей своей энергетики. Намек на такой оборот событий был сделан: Россия согласилась продлить действующий газовый контракт с Сербией только до конца года, дальше - неизвестность.
Вот где-то здесь мы находились до сегодняшнего дня. Такая славная дилемма - какой кризис выбрать: бензиновый или газовый.
Сегодня дилемма, в общем-то, разрешилась. На помощь (именно в решении дилеммы) пришла Европа. ЕС просто-напросто решил сделать так, что Сербия не сможет получать российский газ, начиная с 1 января следующего года, даже если новое газовое соглашение состоится. Труба в Сербию идет через Болгарию, Болгария - член Евросоюза, а страны ЕС больше не будут пропускать через свою территорию российский газ по любым долгосрочным контрактам, заключенным после июля этого года.
Ана Брнабич, спикер Скупщины и наиболее прямолинейный сербский политик, честно всё сказала: "это - катастрофа". Так-то трудно даже описать, какая: может бензин как раз теперь и появится, зато ни электричества, ни отопления при таком обороте дел не будет.
Что в загашнике? В загашнике есть что. Во-первых, встреча Трампа и Путина в Будапеште. Украинский вопрос она, может, и не решит, но разные маленькие уступки с разных сторон могут последовать. Быть может, в их числе окажется что-то и про NIS, и про газ, и про возможность его транзита. Во-вторых, чудеса европейской бюрократической эквилибристики. Сербия для ЕС - не просто любимая падчерица, а еще и традиционная пороховая бочка в подбрюшье Европы. Может быть, взвесят и сделают исключение. В-третьих, если хорошо подумать, ситуация неприятная, но такое уже проходили. Европа в целом сама была в такой ситуации три года назад, а Австрия - совсем недавно. Ничего, диверсифицировались. Да, цены на коммунальные услуги на какое-то время подскочили, но от переохлаждения никто не умер. Что ж, как говорит один бородатый дядя, будем наблюдать.